Из-за поздней тяжёлой бомбардировки гравитация Луны неоднородна

Спутники

Из-за поздней тяжёлой бомбардировки гравитация Луны неоднородна10.0101

Как установили учёные, удары крупных небесных тел о лунную кору создали на естественном спутнике Земли области с повышенной гравитацией.

гравитация Луны неоднородна

Впервые астрономы заметили, что с гравитацией Луны что-то не так ещё во время полёта к нашему спутнику первых искусственных космических аппаратов. Космические зонды на окололунной орбите, пролетая над некоторыми ударными бассейнами и кратерами, слегка приближались к поверхности Луны, а затем «подпрыгивали» над ней.

Довольно быстро учёные поняли, что эти «прыжки» носят систематический характер, а их причины кроются в строении Луны. Учёные даже придумали особое название для мест таких гравитационных аномалий – масконы.

В наши дни исследователи из Университета Пердью и Массачусетского технологического института провели детальное картографирование масконов на основе данных, полученных с двух зондов в ходе миссии GRAIL. Это позволило учёным сделать обоснованный вывод об их происхождении.

Картографирование масконов выполнялось очень просто — вращаясь вокруг Луны, зонды Ebb и Flow при помощи дальномера в реальном времени определяли расстояние до спутника Земли. В результате учёные получили очень интересную картину: в центрах лунных кратеров гравитация была повышена, а на их периферии – понижена. Сходную ситуацию исследователи обнаружили и в ударных бассейнах. Правда, удалось обнаружить ударный бассейн без усиления гравитации в его центральной точке.

По мнению астрономов, когда крупный астероид ударял по лунной поверхности, он разбрасывал материал по периметру кратера, а его ударная волна проникала вглубь спутника. После многократных отражений ударной волны возникала контрволна, которая «вытягивала» из лунной мантии на поверхность плотный материал. Это и создавало в центре кратера плотный участок с повышенной гравитацией.

— An answer to a lunar mystery: Why is the moon’s gravity so uneven?